Материал, помеченный на слайдах данным значком, нужно законспектировать.
Ответьте на вопросы: а) Какое вещество называется чистым? б) Что является признаком чистоты вещества? в) Что такое смесь? г) Как называются составные части смеси? д) Какие виды смесей вам известны? е) Приведите примеры различных смесей, в которых основным компонентом является: 1) газ; 2) жидкость.Примеры смесей (см.ресурс Состав чистых веществ и смесей).
II. Способы разделения смесей.
Поскольку большинство веществ не встречаются в чистом виде, то для изучения их свойств, для их применения нужно уметь разделять смеси. Компоненты смеси, как правило, сохраняют свои свойства. На разнице в свойствах компонентов смеси основаны все способы их разделения.
После просмотра видеоопыта по разделению смеси железа и серы ответьте на вопросы: а) Являются ли железо и сера до смешивания их между собой чистыми веществами? Почему? б) Какая смесь - однородная или неоднородная - получается в результате смешивания железа и серы? в) Сохранили ли железо и сера свои свойства в смеси? г) Какими способами была разделена эта смесь?
Способы разделения однородных смесей: 1) выпаривание (раствор поваренной соли в воде). Если раствор не подвергать сильному нагреванию, а оставить на несколько часов, жидкость испарится, а частицы растворенного вещества останутся в виде кристаллов на стенках сосуда. Такой способ называют кристаллизацией; 2) дистилляция (перегонка) - этот способ основан на разнице в температурах кипения веществ, образующих смесь. Таким образом получают чистую (дистиллированную) воду, разделяют компоненты нефти;
3) хроматография - этот способ основан на различной скорости поглощения веществ поверхностью других веществ.
Как известно, зеленый цвет листьям придает пигмент хлорофилл. Однако, листья различных растений отличаются друг от друга по оттенкам зеленого цвета. Объясняется это тем, что помимо хлорофилла в листьях растений содержатся пигменты желтых оттенков - каротиноиды и красных - антоцианы. Предлагаем вам провести исследование по определению в листьях различных пигментов. Реактивы и оборудование: листья комнатного растения, 95%-ный раствор этилового спирта,ступка фарфоровая, воронка, пробирка, фильтр, маленький кусочек мела. Приготовление спиртовой вытяжки: к измельченным в ступке листьям добавьте 1-2 чайные ложки (5-10 мл) этилового спирта и на кончике шпателя мел. Осторожно перемешайте и продолжайте растирание до тех пор, пока спирт не окрасится в интенсивно зеленый цвет. Отфильтруйте вытяжку в пробирку. Проведение эксперимента: Полоску фильтровальной бумаги шириной примерно 1 см и длиной 20 см опустите одним концом в пробирку с вытяжкой. Через несколько минут на бумаге появится зеленая полоса хлорофилла, а выше нее - желтые полосы каротиноидов. _________________________________________________________________________ Какое отношение имеет проделанный вами эксперимент к изученному на уроке? Какой принцип лежит в основе наблюдаемого вами явления?
Если вы хотите больше узнать о хроматографии, рекомендуем прочитать книгу М.С.Вигдергауза "Цветопись" (М.: "Химия", 1980).